В этот канун Рождества мы хотели предложить вам послание, полное надежды, которое мы нашли в статье Абденнура Бидара (философа), опубликованной в Le Monde 19.08.2016.
Куда движется человеческая цивилизация? Кто еще знает или даже осмеливается задать такой обширный вопрос? Мысль дезориентирована сверхсложностью мира, а наши силы кажутся слишком ничтожными, чтобы изменить его. Доминирует чувство беспомощности. Эдгар Морен поднялся в пустыне, чтобы потребовать политики цивилизации почти двадцать лет назад, но напрасно. Затем, вслед за Стефаном Эсселем, восстали «возмущенные», справедливо восставшие против правления бога Сильвера. Журнал Esprit назвал свой номер за март 2016 года «Colères». Но эти восстания, которые не перестают нарастать, выражаются, не предлагая еще альтернативы, которая побеждает, вызывая энтузиазм!
Где видение мира, человека и действий, отвечающих вызовам настоящего времени? Как мы можем, наконец, заменить крики тревоги плащом надежды? Что, вместо того, чтобы наводить панику на толпу, снова и снова показывая черные тучи, сгущающиеся сейчас над нашими головами, заставит нас увидеть свет завтрашнего дня?
Если бы к нам случайно пришел Дон Кихот и осмелился сказать: «Я вижу, где-то зарождается идея проекта цивилизации», что бы с ним случилось? Его назовут Санчо Панса, то есть счастливый слабоумный. Он столкнулся бы с недоверием и пренебрежением со стороны «элиты», потому что дело теперь кажется недосягаемым. Самый милосердный объяснил бы ему, насколько упрощенно или нереалистично его предложение.
двойной штраф
Как и многие другие, я понял очень простую вещь. Настолько просто, что на первый взгляд кажется пустяком. Более того, его можно резюмировать в одном предложении: все наши современные кризисы на всех уровнях цивилизации — это кризисы связи. Сказав так, я думаю, что он почти не двигается. Но давайте посмотрим, как далеко это нас заведет. Экологический кризис? Разрыв связи с природой, которую мы опьяняем, которую изнуряем и от которой отрезали себя. Повторяющиеся экономические кризисы? Разрыв уз справедливости и разделения. Геополитические кризисы? Разрыв связей активной фантазией о «столкновении цивилизаций». Социальные кризисы? Разрыв связей между классами, культурами и верованиями. Кризис смысла? Полный разрыв луча между духовными устремлениями людей и чрезмерно материалистическими обществами. Кризис знаний? Разброс знаний по разрозненным специальностям и слишком большая некоммуникабельность между научным, гуманистическим и религиозным видением мира. Кризис власти, институтов, пирамид и систем власти? Разрыв традиционной связи поколений. Кризис демократии? Кризис связи между элитами и обществом… И (двойная боль) мы видим, что вместо этих разорванных звеньев, к сожалению, разрастается столько других звеньев, проклятых, которые душат: я имею в виду глобальные цепи экономической эксплуатации и все политические авторитаризм или религиозное господство.
Давайте, наконец, осознаем этот всеобщий кризис связи. В противном случае ? Мы по-прежнему не будем иметь достаточного контроля над тем, что с нами происходит. И оставаться подавленным до тех пор, пока упорно не видим эту «мать всех кризисов»… человек так устроен, что открывает глаза только после того, как коснулся дна своего бессознательного. Однако с этой точки зрения, плохой, а значит, и хорошей новости, кажется, что мы достигли этого дна. Потому что сейчас слишком много наших жизненно важных звеньев находятся в бедственном положении.
Где наша связь с собой, эта внутренняя связь, которая учит нас прислушиваться к своему внутреннему я и жить в соответствии с нашими самыми личными стремлениями, а не по стандартным образцам? Где наша связь с другими, эта связь солидарности, сострадания, братства и любви за пределами всех границ идентичности, которая дает нам вкусить радость самопожертвования и обмена? Где наша связь с природой, эта связь уважения к биосфере и животному, чуда и симбиоза с космосом, пробуждающая в нас чувство принадлежности к жизни большей и более высокой, чем жизнь нашего маленького эго?
Наш эсперанто
Давайте научимся или переучимся развивать эту тройную питающую связь с нашим внутренним миром, с человечеством, с природой и со Вселенной! Давайте заново откроем для себя его необычайную силу соединять нас со всеми источниками жизни и со всеми источниками энергии, необходимыми для нашего счастья, нашей свободы, нашего физического, морального… и духовного здоровья.
Именно терпеливое завязывание всех этих плодотворных уз позволяет нам реализовать честолюбивое стремление духовной жизни: заставить нас расти в человечестве, возвышать и пробуждать нас, открываться тому, что нас зовет, и опережать. Атеисты, агностики, верующие, эти связи, которые возвышают нас и превосходят нас, это наш эсперанто, это наша духовная общительность, которой можно делиться без границ.
ВЕЗДЕ ТЯНУТСЯ РУКИ И РАЗУМЫ СТРЕМЯТСЯ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ДРУГ ДРУГОМ. ТОЛЬКО Близорукость циников поддерживает иллюзию, что это маргинальные явления. ПОКА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.
Как только происходит это осознание, небо жизни и цивилизации может проясняться, а горизонт снова расширяться. Потому что внезапно становится светящейся драгоценная вещь: то, что мы можем сделать, коллективно и лично. Все вместе и каждый в своем масштабе, где они есть, своими средствами.
А именно вклад в создание цивилизации завтрашнего дня на основе качества связей, всех питающих связей. Цивилизация, принцип организации и развития которой будет состоять в том, чтобы поставить все свои структуры, все свои жизненные силы, все свои инновации на службу цели превращения каждого человека в «сердце связей», то есть хорошо связан с собой, с другими и со вселенной, что он, наконец, сможет дать полную меру своей человечности, своей необычности, своей жизненной силы и своего творчества.
Обильная альтернатива
Это варьируется от возобновления практик возвращения к себе (медитация, йога, психотерапия, личностное развитие и т. д.) до целого ряда неодуховных устремлений, выражающих потребность в смысле, в подлинности, в бытии вместо того, чтобы иметь и появляться; от умножения практики справедливой торговли к использованию возобновляемых источников энергии; от свободного обмена знаниями до межкультурных встреч и поиска новых коллективных общностей; от практики сотрудничества и сотрудничества в бизнесе до различных движений и требований расширения прав и возможностей граждан.
Только недальновидность циников и скептиков поддерживает иллюзию, будто это маргинальные явления в ничтожных количествах. Пока это землетрясение, цивилизационная мутация в своей пусковой точке. Новый импульс, в тот самый момент, когда коллективная одышка, кажется, достигла своего пика. Многогранная и конкретная альтернатива, невероятно обильная и богатая, которая с большой скоростью начала испытываться на всех уровнях, от спонтанного заражения желанием срочно построить менее индивидуалистическое, менее эгоистичное общество, менее пирамидальное, менее хищническое, менее материалистическое и бесконечно более эгалитарным, более совместным, более щедрым, более значимым.
Те, кого я называю ткачами и ткачами, являются предшественниками, первыми мастерами этой новой парадигмы. Воссоздания и изобретения всех звеньев, освобождающих нас от порабощения и открывающих в нас новые возможности жизни. Первый, кто нашел беспрецедентную веру – пострелигиозную и постполитическую веру в человеческое общество, где встречаются личный идеал духовной жизни и коллективный идеал социального прогресса. Они действовали и объединялись в сети, собирались в движения или ассоциации…
Но всех этих «первопроходцев» и «неорезистентов» еще далеко не достаточно. Они недостаточно самосознательны и самоуверенны. Поэтому в ближайшие месяцы и годы им потребуются огромные подкрепления вплоть до всеобщей мобилизации! До тех пор, пока большинство не скажет себе: «Я тоже должен внести свой вклад». Пока не будет достигнута критическая масса этих «Братьев», которые сегодня являются носителями конкретного и идеального видения, способного перенаправить ход истории.
Философ, специализирующийся на эволюции духовной жизни в современном мире, Абденнур Бидар является членом Национальной обсерватории секуляризма, автором нескольких книг, в том числе Ислам без подчинения (Альбин Мишель, 2008 г.), Как выйти из религии (Предотвращающие круговое мышление, 2012 г.), История гуманизма на Западе (Арманд Колин, 2014 г.), Призыв к братству (Альбин Мишель, 2015 г.), Открытое письмо мусульманскому миру («Ссылки, которые освобождают», 2015 г.), Ткачи (Ссылки, которые освобождают, 2016 г.)